начало

 

информация

 

интервью

 

тексты

 

музыка

 

фото

 

контакты

 

 

                                 

 

рок-бард

поэт

ВИЙ

музыкант

рок-бард

творивший

ВИЙ

среди нас

ИНФО

  Вий впервые появился на Арбате в 94ом году прошедшего,20го столетия. Уже заканчивался серебряный век советского рок-андеграунда и начинался золотой. Скандинавский тип лица и зелёные глаза отождествляли его с героями собственных песен - викингами и отважными моряками.

Он бежал с крайнего севера - родительского гнезда в поисках счастья. Начинающему поэту и певцу мечталось реализовать свой талант, найти единомышленников, сколотить рок-группу(даже название было известно заранее) КОРИДОР. Но, вопреки мечтаниям юного творца, Москва оказалась отнюдь не воротами в вечность, но грязным, холодным и безнравственным рингом, где даже победители имели сомнительную ценность.

   Украинец по национальности,Денис Матора(так его звали в миру),был рождён 5марта1976г от РХ в большом индустриальном шахтёрском городе Макеевка,что на Донбассе.Его отец Юрий(потомок древнего рода черниговских казаков),военный моряк,нёс свою службу на подводной лодке в Баренцевом море.Когда Денису было 5лет,семья переселилась на Кольский полуостров,в закрытый военный посёлок Гремиха,где служил отец.Вокруг была дикая бескрайная природа.  

С одной стороны - тундра, земля лопарей-оленеводов. С другой - холодное Баренцево море.

Жизнь этого края и формировала палитру будущего мастера.Добавил в неё трагические тона нездоровый духовный климат места,как то:

глобальная культурная изоляция,

невежество и пьянство,

отношения в семье...

   В14лет ему купили гитару.Он выучился играть,стал сочинять песни.После гибели Цоя видел вещий сон:Виктор предрёк ему продолжить своё дело.Видать,это отразилось на его имидже и псевдониме(не говоря уже о творчестве).Впоследствии он одевался в чёрное и зачастую представлялся Виктором(он почему-то не любил своего настоящего имени).В 18 он устроился юнгой на буксир.Но обстановка на корабле была холодной,а то и попросту враждебной к творческой личности с тонким пониманием мира.Когда буксир стоял в Мурманске на ремонте,Вий,получив первую зарплату,купил билет до Москвы,взял гитару и был таков.Там ему пришлось скитаться без крыши над головой,ночевать в подвалах и на чердаках,голодать,иметь проблемы с ментами.

   Дорога привела его на Арбат,где среди неформальной и творческой молодёжи он искал себе подобных.Там впервые прозвучали его песни.Он мечтал записать их в электричестве.Братьев по разуму он нашёл не сразу.В постоянный и почти неизменный состав группы КОРИДОР вошли юная художница Лена Нечай,игравшая на гитаре-соло и басист Серж Нагайцев.Но зажравшаяся,брезгливая и легкомысленная московская публика всячески отвергала самородка что за его броскую непосредственность и простоту, что за его нелёгкий нрав.

Был он не то гадким утёнком,не то белым лебедем,будучи белой вороной.Надо сказать,что обладая бесспорным талантом он был крайне неуравновешен и конфликтен.

   Вий играл с редкой для многих,колоссальной самоотдачей.Присутствие в поющем человеке такого неслыханного количества энергии,трагизма и драматизма песен удивляло окружающих.

Он мог самозабвенно петь много часов подряд,пока какой-нибудь тусовщик-сноб,утомлённый самобытностью в столь нечеловеческих дозах не забирал у него гитару.Так и не нашёл он своей экологической ниши в стабильной и заметной рок-жизни города.КОРИДОР играл на множестве домашних сейшенов,которые постоянно происходили в Москве в его эпоху.Вий часто играл на Арбате и в подземных переходах,зарабатывая на жизнь.Зальных же концертов,в которых состоялось его фрагментарное участие,было только 2 или 3.На одном из таковых(клуб Факел; март’96)я милостиво позволил спеть ему пару вещей в конце нашего выступления.Со мной,мудаком, он тогда мутил мой песенный проект.К тому времени он уже был весьма недурным гитаристом.
   Вий рассказывал,увиденный им,сон : Идёт он по городу и слышит из ларька звукозаписи свои песни,но не в естественном виде,а многократно переработанные компьютером и с матерщиной. Сидят дед с бабкой у этого ларька и языками треплют.Из их трёпа Вий выделяет реплику, повествующую о том, что данные песни звучали во времена ихней молодости.”Постойте!” - кричит Вий,подбегая к ним:”Это же Я написал,это же Мои песни!” На что дед с бабкой замахали на него руками,зашумели на него и вовсе прогнали... 

   Зимой’95,будучи сражённым нешуточной депрессией, возникшей в частности от невостребованности миром себя,как человеческой и творческой единицы,делает попытку передислоцировать место приложения своих творческих сил и мылит лыжи в Ленинград,как город культовый для российской рок-музыки. Но встретив новый’96год, он возвращается в Москву,врубившись,что поменял шило на мыло.  

   В его музыкальном арсенале появляется губная гармошка,которой Вий виртуозно аккомпанирует себе и своей гитаре,собственноручно сделав нехитрое приспособление-подставку.Весной’96 года КОРИДОР у Лены дома записывает РУССКИЙ АЛЬБОМ,куда входят песни,написанные Вием на русский лад.Туда входят также 2 больших по об’ёму,устных сказания,созданных им по мотивам былин,преданий,народных песен и сказок.

   Летом’96 Вий с Сержем отправляются на хипповый фестиваль RAINBOW,где находят интерес и понимание к своей музыке,но не повсеместно.Был случай,когда они лабали у одного костра,пришла знаменитая певица Умка и сказала ему,чтоб не пел такие грусные песни.Этот случай был закономерно - показательным.Он определил Умку,как жрицу молодёжной,развлекательной поп-культуры,а её поклонников - как подростков,кроме длины волос,ничем не отличающихся от тривиальных посетителей дискотек.Вий же сделался символом опозиции  и экзистенциализма в андеграунде.Пишется песня ОТСТУПНИК.Там же сделана ещё одна культовая магнитофонная запись коллектива.Потом - поездка во Псков и концерт там.Неделей позже Вий посещает город Ярославль,откуда привозит ещё одну,на этот раз последнюю,и наверно свою самую серьёзную сольную запись,в которой уже чувствуется ощущение фатального исхода. Чуть позже - путешествие с Сержем на полуостров Крым,где по воле случайности их пути разминулись.Пишется последняя песня КОРАБЛИК МЕЧТЫ,текст которой до сих пор не найден.

В Планерском Вий знакомится и строит дальнейшие творческие планы с крымским рокабилли-контрабасистом Сашей Гончаровым.Но им сбыться было уже не суждено.Вечером у костра они беседовали за будущее.Саше виделись площади европейских столиц.Вий же сказал,что к сожалению не светят ему эти дали,т.к. завтра погибнет.В ту ночь у костра он пел долго и,как никогда,здорово. Словно в последний раз.Так и оказалось.Следующем днём Вий прогуливался с чувихой по причалу. Что его заставило прыгнутьв море,тому есть две версии.

Версия1.Ветер сорвал шляпу с головы барышни и унёс её в море.                                                                               

Версия2.Вий решил накормить тусовку и нырял за с’едобными морскими молюсками.

Так или иначе,на море был шторм в 9 баллов и его,вероятно,ударило головой о пирс,ибо утонуть он сам не мог,т.к.плавал,как рыба.А спасатели,сославшись на сильный шторм,работать отказались, дескать не он первый,не он последний.

   Он ушёл в свою родную стихию,имя которой море.

   Это случилось 11августа96г.В тот же день,в том же Коктебеле,только на несколько десятков лет раньше умер другой русский поэт - Макс Волошин.(историческая справка)

   Потом появился деревянный крест на большом новом кладбище,что расположено у подножья огромного террикона шахты им.Кирова в его родном городе на Украине.

   Потом был полный зал на концерте памяти в московском д/к”Надежда”(о такой многочисленной аудитории ЖИВОМУ музыканту приходилось лишь мечтать).Но и данный концерт прошёл не без неприятных сюрпризов.На сцене внезапно об’явился некий незаявленный коллектив,  

т.н. рок-н-ролльная пидория,которому важен был не виновник,но желание на халявку полобать свои мажорные англоязычные блюзы где бы то ни было.С матами,тресками и скандалами пидория была изгнана со сцены,но вслед за ними 50процентов зрителей покинуло зал.Так узнаётся всему цена.

   Потом короткий репортаж по ЦТ в передаче”Времечко”.

   Потом полное забвение...

   Вий так и не оставил после себя ни одной студийной записи.До сих пор ни одна из его записей не издана.Единицами энтузиастов ведётся архивная работа(правда,очень не торопливо,по-разгильдяйски безответсвенно,в перерывах между запоями,в которых раньше часто проводил свободное время главный энтузиаст),и хотя много времени уже ушло,уходит и до фига его уйдёт, теплится ещё надежда,что будут изданы магнитозаписи и книга,посвящённая музыканту,с фотографиями,текстами песен и сказаний.Он за свои двадцать лет (срок не долгий) так и не успел научиться виртуозно обращаться с поэтической строкой и многие тексты я оставил без изменений (живьём) в надежде,что они достучатся до сердца и ума читателя,не смотря на многие,скорей разговорные,нежели литературные,бесхитростные и не совсем удачные моменты .

                                                                                                             бард Радегаст  


Розовый слон: Виюшка любил Цоя, это очевидно. Любил фолк. Говорил, что любит фолк. Что Виюшка подразумевал под фолком - Бог  знает. В сравнении с остальными? Виюшку обычно не сравнивают с группами, потому что он пел совсем не то, что все, и его трудно с чем-нибудь сравнить. Одним нравилось всё в целом и они относились к нему, как к человеку, у которого много хороших песен. Многим нравились отдельные его песни, а какие-то не нравились. Другим не нравилось,то что Вия было много, что он звучал со всех сторон. Их это раздражало и надоедало. Но в последнее время, когда он научился играть, многим очень нравились его песни. А третьим не нравилось в принципе то, что делает Вий, типа “вот то есть панкуха”.

   Виюшка обладал таким свойством - некой истеричностью. В разных ситуациях это проявлялось по разному. На концертах - начать играть концерт и если что-то не получается, на второй песне всё это бросить, впасть в прострацию, говорить, что всё это плохо, отказаться чего-то делать, куда-то идти. Факт тот, что случаев таких было не счесть, но он ничего не уничтожил, ничего не бросил - видимо он, всё же, сильней этого был, но многим людям это мешало общаться с Виюшкой и многие переставали.

   Картина - день рождния Сержа в сентябре,я приехал очень поздно,стол уставлен едой, все гости уехали, сидит Серж один и сидит Вий, на лице - счастливая улыбка. Я видел Вия улыбающимся два или три раза в жизни - вот так улыбающимся, до ушей. Вий счастлив, он говорит, что у него есть квартира, есть еда, ему дают там спать. Он даже жениться собирался. Всех приглашал к себе в гости.


 Леди Джейн: Я его встретила на Арбате - у него по всему лицу была улыбка, он был весёлый, счастливый, покрасился в какой-то рыжий цвет, на нём была чистая джинса - он был весь в чистой джинсе, говорил что хочет жениться.


Маугли: Он говорил,что ему Москва не нравится, что ему там одиноко, а Питер - это город, в котором все музыканты начинали, он хотел остаться в Питере.Но когда мы приехали, он не знал, где будет жить и мы вписывались у Порутчика с Цыганом, потом его выгнали. Они посмотрели на его внешность, на состояние его здоровья...

   Первые впечатления - когда я с ним по трассе поехала. Сначала - обыкновенный человек, хиппи. Потом... ну он добрый был. А что его отличало? Он был оптимист, всё время жизнерадостный, верил, что всё впереди.

 Я первый раз ехала по трассе, он мне показал, как ездить автостопом, эти общие переживания нас соединили. Мне очень нравятся его песни”Вечер памяти”,”Из этого замка ушёл музыкант. Он очень часто пел”Капитан Джек”, говорил что придумал 3-ю часть. До этого я не слышала его песен, а в дороге шофёр попросил сыграть, чтобы не скучно было ехать ночью. У него была как раз новая гитара с собой. Он рассказывал, как он её недавно купил, сшил сам для неё чехол - это был его инструмент, который мог его прокормить. У него было мало с собой вещей, но гитара была всегда с ним. На вписке,где мы жили, он слишком часто пел свои песни и многим стало не нравиться. Так же и на Rainbow было.

   Каким вспоминается? Рыжеволосый и зеленоглазый.Больше всего запомнилось, когда мы были в Питере и на одной квартире за столом он сидел и играл на гитаре. У нас были такие интересные отношения. Я к нему очень привязалась, это было первое моё путешествие, мы всё время проводили в Питере вместе. Он рассказывал про родителей, говорил что давно не был дома и родители не знают, что с ним. Он вспоминал,как они ходили с друзьями в тайгу, рассказывал случай, как они поставили примус посередине палатки, а Вий был против,говорил,что хорошим это не кончится, и в конце концов они действительно его опрокинули ночью и палатка загорелась. Он говорил, что они жили в лесу, в таком далёком месте, куда можно было добраться только на пароме.

   Ещё мне его было немного жалко,он вечно голодный, вечно по этим впискам, болел всё время. У него не было ни документов, ничего. Я спросила, почему он болеет, он сказал, что авитаминоз, не хватает витаминов, и я пыталась ему помочь, откармливала апельсинами, а когда уезжала - оставила ему какую-то сумму денег. Я не хотела уезжать, сказала, что обязательно его найду, я... даже написала ему письмо. Он говорил,что найдёт меня в Москве и мы вместе поедем в Крым. Так мы расстались, потом я его видела на Rainbow... Да... Мы там встретились так... Потом я неожиданно уехала, мне надо было уезжать... Потом я слышала... В общем очень глупо... Я хотела помочь ему, но не смогла.


|Карр(Саша Пыряев)| : Он в Питере тусовался последний год много... Вот например Нина(Джа) из Свердловска рассказывала, как она его первый раз увидела. Вписывалась она тогда у Кристи на Елизаровской. Подходит к ней Незнайка и спрашивает: можно ли одного человека хорошего вписать у Кристи? На что Нина отвечает, что это, дескать, хипповская вписка... Незнайка говорит, что это хипушка-лапушка. Ну и едут к Кристи... И её спрашивают, можно ли одного хипушку-лапушку из Мурманской области вписать? Получив согласие, входит Вий, снимает куртку и первое, что бросается в глаза - череп с перекрещенными костями на футболке... На той же квартире он и новый 1996-й год встречал, где ни с того ни с сего начал танцевать что-то по типу пантомимы. Все, кто там был, смотрели во все глаза, потом и соседи пришли... в общем классно у него это было.


Эльза: Я его знала очень мало - недели две,три. Характер ужасный его отличал. Стервозный достаточно человек, мне так показалось, что он вечно со всеми портил отношения... Со Скифом разругался... Скиф говорит, что это на нём теперь висит... Мне показалось, что характер у него был тяжёлый.


Эпл: Чем он отличался? Тем,что совершенно спокойно шёл против общества. Который совершенно спокойно заявлял о своём мировозрении, не боясь насмешек и того, что его не примут. Многие его не принимали. Я, пожалуй, даже восхищаюсь его смелостью. Не знаю, мне что-то не хватает, чтобы быть такой смелой.


Энди Мурзин: Не тот ли Вий, чьи песни:”Эрик Рыжий плыл на восток от солнца, Эрик Рыжий плыл на запад от луны” и “Мцыри”? Пишу, а у самого -  слёзы на глазах... не дай бог, это он... Но смерть всегда забирала к себе, в первую очередь, талантливых людей... Если,..ладно. Сожалею. Плачу в горе. Я глубоко потрясён смертью Вия. А ведь я его даже и не знал, просто слышал, как он поёт. Нет, не просто гитарист и певец ушёл от нас. Ушёл гений, слишком рано... Много, наверное, осталось недопетого... 


Вольдемар Леон (г.Марганец):

Кто он был? Сложно сказать. Олег много лет предлагает написать воспоминание.... Но как написать о том, что непознано, не определено,
не имеет формата... За десять минут он мог предстать с самых разных сторон. Есть такая теория, что сумашествие и гениальность - сиамские близнецы. Если это так, то Вий - самый стопроцентный пример! В быту невозможен, не зная ни одного аккорда, писал песни на диких созвучиях и они - странно, но звучали! В принципе - хотелось бы по порядку...
Когда в 1994 году я волей случая оказался на Арбате, то никак не мог проломить эту иерархическую структуру "олдовости"... Олда, измерявшая свой арбатский "стаж" кто месяцами, а кто из более крутых годами (), никак не могла на равных общаться со мной, пионером-однодневкой... В принципе - с одной стороны было абсолютно пофиг, но с другой - общение без общения порядком утомляло... Поэтому мы быстро столкнулись и нашли общий интерес - два пионера в своеобразном бойкоте... Нам быстро нашлось о чем поговорить... Ведь ни он ни я не воспитывались в мажорных домах, не слыли пассивными согласными с этой жизнью... Оба были молоды, и полны сил и планов на будущее. Довольно быстро у нас сбилась компания: Я (тогда Леннон), Вий, Дзержинский и Ленин. Единственным москвичем из нас был Дзержинский... Он работал в метрополитене, и это часто давало нам преимущество по вписке в метро... Ленин был наиболее опытный. Его заботой было огромное количество разнообразных наших комунных потребностей: найти вписку (почти каждый день - новое место), пробить новости среди арбатских, и другое. Я, ну со мной все просто - я день в день пел на Арбате... Вий... Чем занимался Вий? Всем понемногу... Он был совершенно не приспособлен в этой жизни к решению не творческих а вполне бытовых задач, но, конечно, помогал по мере сил... Однажды нас всех кроме Вия забрали в "пятеру" (говорят, что нынче этого исторического отделения, перевстречавшего столько ценного пипла в своем обезьяннике, что впору открывать музей), и с меня, как с 
богатого украинца, решили сбить в десять раз больше, чем с остальных...
Наличность была только у меня, и только на одного россиянина... Потом все пытались всеми способами пробить сумму, необходимую для моего выкупа... В конце концов сумма оказалась им непосильная, и, по моей стрелке, они пошли на встречу с моей матерью (раз в неделю). После моего освобождения с помощью матери мы с Вием решаем ехать ко мне, в город Марганец, Днепропетровской области... Дорога была неимоверно тяжелой... Ни грамма еды, ни рубля, ни опыта... Собачье-стопный путь с яблоками с каких-то бесхозных деревьев в качестве питания, мы с горем пополам добрались ко мне... Планы, как я уже говорил, были огромные: в совершенно тихом тогда городе мы в мечтаниях видели рок-клуб, концертные площадки, студию записи... (Многому из этого было суждено осуществиться, но уже без Вия) Однако уже начиная с первых дней нашего общего жития стали назревать недопонимания... Вий практически не был способен не только заработать хоть какую копейку, но и побыть в доме "на хозяйстве". Поэтому, уезжая 
в пять утра, и возвращаясь иногда в десять-одиннадцать вечера, я встречал грязную посуду, неприготовленную еду и обиженного Вия, потому что "я на него давил". Все шло таким образом несколько месяцев... В моей квартире прошли первые квартирники, постепенно стала сбиваться определенная тусовка музыкантов будущих команд и будущих их слушателей... Мои два бабинных Юпитера и двести пятый Маяк давали нам первые возможности экспериментов в наложении звука и других извращениях... Однако противоречия между мной и Вием накапливались наряду с музыкальным опытом... Когда приехала моя мать, оказалось, что под влиянием наших недоперепониманий я не очень сильно сопротивлялся ее намерениям выгнать Вия из нашего дома... Вий еще некоторое время 
тусовался в Марганце, и своей навязчивостью умудрился перевести на мою сторону даже тех, кто был недоволен жестоким его изгнанием. Потом Вий, очень обиженный (в принципе - а какая еще реакция тут естественна?) уехал. Как я потом узнал - его "приняло" отделение соседнего Никополя, и там он довольно долго и неприятно переносил все непрелести этого мира...
Вот так примерно и закончилось наше плотное общение... Потом - раз он заезжал ко мне в гости... Мы пообщались... Один раз с большим удовольствием встретились в Бологом... У нас было несколько минут на общение - я ехал в Питер, он - обратно... И еще одна встреча в Москве... В Москве - все на том же Арбате, я увидел уже совершенно иного человека... Я знал, что при его неумеренном характере никакой допинг, практически безвредный для любого, его лично до добра не доведет... Вий в Москве - это комок нервов, который был почти обоготворен его определенным арбатским окружением. В тот момент он уже представлял собой этакий болид, прорывающий атмосферу - пылающий, яркий, впечатляющий но уже с почти предсказуемым финалом.

Потом очень непроверенная информация от совершенно не связанного с арбатским миром человека... Годы неизвестности относительно того что произошло на самом деле... Надеюсь, что в этом или следующем году я попаду к нему на могилу... Тогда в моей голове эта история получит заключительное изменение...
Что еще вспомнить? Вий видел то, что не видели все окружающие... Он описывал призраков как мог описать любого из нас - обыденно. Я считал долгое время что это его глюки, но однажды заметил связь его описаний с необъяснимыми звуками в квартире...

PS: Стоим у подъезда Радегаста в Днепропетровске, курим... И я вдруг понял, что мы все немного постарели, а он, Вий, остался молодым

навсегда...

 
                                                                                                                               
 
 

 

 

 


                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

                           
 ВИЙ поэт и музыкант творивший среди нас...........